Личная страничка педагога
Воспитатель МБДОУ "Детского сада №18 "Солнышко" г.Пскова
Фаткулина Вера Владимировна
http://fatkulina.my1.ru/
На свете есть много разных профессий,
И в каждой есть прелесть своя.
Но нет благородней, нужней и чудесней,
Чем та, кем работаю я.
"Моя педагогическая философия"
Каждый человек хотя бы раз в жизни задаёт себе вопрос: «Правильно ли я выбрал для себя профессию? Не жалею ли о своем выборе?». И, конечно же, у каждого человека ответ будет разным. С самого детства я наблюдала за работой своих родителей – учителей обычной общеобразовательной школы. Мне нравилось, что их уважают, они трудолюбивы и требовательны к себе. Патриоты своей Родины. И если в начале самостоятельного пути у меня были какие-то сомнения, то теперь сменить работу педагога на какую-то другую я просто не пожелаю. Случайных людей в этой профессии не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии.
Я работаю педагогом, а именно, воспитателем в детском саду. Воспитатель – одна из самых важных и значимых профессий в современном обществе. Её можно сравнить с работой хирурга, судьи, исследователя и научного работника. Можно сравнивать бесконечно. Но самое главное в нашей профессии то, что мы первыми воспитываем «маленького человека», как личность, как гражданина своей Родины. Закладываем в нем ростки его будущего характера.
Работая педагогом, понимаешь, что все дети индивидуальны, и ты, как педагог, должен найти ключик к каждому ребенку. И не только к нему, но и к его родителям. А обмануть их, этих «маленьких человечков», невозможно. Они всегда и все увидят. Они сразу поймут, как ты к ним относишься: с любовью или без. И ответят тебе тем же.
Я отношусь к своим воспитанникам, как к «маленьким взрослым», вижу в них личность равную мне по душевным и моральным качествам. Я уважаю их мнение, люблю радоваться их успехам, переживаю, когда они огорчены чем-то. Всегда интересуюсь ими. Никогда не говорю о том, что они обязаны что-то сделать. Ребенок, как и любой взрослый человек, никому и ничем не обязан. Надо просто уважать его, как личность. И воспитывать у него уважение к себе и к другим, чувство сопереживания ближнему, природе, любому живому существу, любви к Отечеству.
Ведь уважающий себя человек никогда не ударит, не обругает, никогда не предаст, не отступит перед трудностями, всегда придет на помощь, а не будет искать легких путей.
Как много надо успеть сказать и научить за такое короткое время, ведь дети приходят к нам в возрасте 3 лет и остаются с нами до 7 лет. Именно в этом возрасте важной задачей воспитателя детского сада становится умение разглядеть скрытые таланты ребёнка совместно с родителям.
Поэтому, когда мои воспитанники становятся призерами конкурсов, выступают на сцене или даже просто проявляют заинтересованность к окружающему миру и хотят как можно больше узнать, я испытываю огромную гордость не только за них, но и горжусь собой. Горжусь тем, что ношу это почетное звание – воспитатель.
Наши профессиональные достижения дают ощущение самореализации, личного роста и самоуважения. Я думаю, что слова Станиславского Константина Сергеевича: «Трудное сделайте привычным, привычное - лёгким, лёгкое - приятным» наиболее точно отражают мой взгляд на профессию «воспитатель».
О нравственно-патриотическом воспитании дошкольников
Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А.С.МАКАРЕНКО
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Последние событии в ближнем зарубежье показывают каким губительным бывает пренебрежение к забвению родной истории, как необходимо воспитание глубоко нравственных чувств в человеке.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого наша работа включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к родным традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Какие сведения и понятия о Пскове способны усвоить дети?
Ребенок четырех лет должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
С какими бы событиями Отечественной истории не знакомили педагоги детей, главное – довести до детского сознания, что их участники – герои и защитники народа и русской земли – сильные, бесстрашные и высоконравственные личности, посвятившие себя служению людям и чему-то Высшему; вызвать в детях желание чем-то быть похожими; формировать в сознании ребенка высокий образ Человека.
Для усиления впечатлений детей на занятиях нередко используются произведения изобразительного искусства, поэтическое слово, музыка. И далекое прошлое оживает, становится ближе, понятнее, эмоционально значимее для детей. Учитывая психологические особенности детей дошкольного возраста, в содержание занятий включаются элементы детской изобразительной и практической продуктивной деятельности, широко используются разнообразные дидактические игры, картинки-загадки, проблемные картинки, кроссворды и др.
Каждый год накануне Дня Победы в детском саду проводятся мероприятия, посвященные победе нашего народа в Великой Отечественной войне.
В конкурсе «Рисуют дети войну» принимают участие воспитанники старших дошкольных групп. В рисунках они отражают свои впечатления от знакомства с событиями тех далеких военных лет. Мальчики рисуют оружие, жестокие сражения, а девочки «выносят с поля боя раненых бойцов».
Традиционным стало так же возложение цветов к памятнику защитникам Родины.
В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Главное - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Особое место в работе по нравственно-патриотическому воспитанию детей в МДОУ занимает цикл занятий и бесед по ознакомлению с псковским бытом и традициями через псковский фольклор. Их воспитательного влияния на личность ребенка и формирование его мировоззрения невозможно переоценить. На многих занятиях ставится задача – пробудить в ребенке человечность, чуткость, милосердие, великодушие, ответственность, обязательность и другие необходимые черты характера.
Важность использования фольклора для ознакомления с историей края отмечает кандидат филологических наук Перзеке Маргорита Юрьевна «Фольклорные тексты вводили ребенка в систему традиционных мифологических представлений, способствовали постепенному приобщению его к национальной картине мира».
Большое место я стала отводить знакомству детей с произведениями устного народного творчества, характерного для Псковской области - игры, песни, танцы.
В своей работе я пользуюсь следующей литературой.
- «Народные песни» Копаневича И.К.,
- Пасман Татьяна Борисовна. «Псковский край: путешествие в века»,
- «Легенды и предания Псковщины» Юрия Степанова,
- «Сказки и легенды пушкинских мест» Чернышовой В.И.,
- Народная традиционная культура Псковской области: обзор экспедиционных материалов Мехнецова Анатолия Михайловича.
В Псковской областной научной библиотеке я нашла замечательную книгу «Сказки Псковской области» , под редакцией Площук Галины Ивановны. Мы оборудовали «Псковскую горницу» и в совместной с детьми деятельности на наших так называемых «посиделках», мы читали псковские сказки. Самые любимые детьми сказки ,это
«Сказка про двух девочек и медведя»,
«Сказка по лису»
«Сказка для внучки Иринки»
«Мачеха, дочь и падчерица».
Знакомство детей с фольклором позволяет окунуться в мир прошлого, «услышать» как общались наши предки, представить себе их быт, поведение, обычаи, одним словом , будто «прикоснуться» к истории Псковского края.
Таким образом, в условиях реализации ФГОС в Дошкольном образовании, весьма актуальным становится приобщение ребят к нравственности через введение в процесс познания регионального компонента.
Публикации в сети Интернет:
- Конспект проекта "Ловкая шнуровка"
- Конспект НОД "Волшебный мир музея"
- Конспект НОД "Птицы зимой"
- Конспект НОД "Мы рисуем хохлому"
- Конспект НОД "Волшебный мир дерева"
- Конспект НОД "Транспорт"
- http://lib.znate.ru/docs/index-257382.html
- http://dogend.ru/docs/index-423682.html
- http://edcommunity.ru/lessons/schet-v-predelah-10/
- http://edcommunity.ru/lessons/dostoprimechatelnosti-goroda-pskova/
- http://www.docme.ru/doc/361441/shveciya-karl-xii
- http://tfrl.tomedu.ru/31031003.htm
- http://lib.convdocs.org/docs/index-29779.html
- http://rushkolnik.ru/docs/index-4901443.html
- http://mdou18pskov.ucoz.ru/publ/publikacii/ispolzovanie_triz
- http://mdou18pskov.ucoz.ru/publ/zanjatija/zanjatie
- Администрирование официального сайта МБДОУ №18.
- План совместной образовательной деятельности "Стиральная машинка"
- НОД "Части суток"
Обо мне в Интернет:
- Псковская область. Педагогические конкурсы
- http://www.sh12kyzyl.edusite.ru/p20aa1.html
- Интернет- группа "Ладушки" МБДОУ №18 (администрирование)
- Интернет-группа 4"в" МБОУ СОШ №18 (администрирование)
- http://www.maam.ru/maps/news/6491.html
- Псковские новости №96. Заметка.
- Церемония вручения гранта.
- http://uo.pskovadmin.ru/news/79
- http://mdou18pskov.ucoz.ru/news/grandy_solnyshka/2012-12-13-82
- Центр Бизнес-образования. Пресс-релиз
- http://reestr.pedsovet.org/index/index/page/73/
- http://pandiaweb.ru/text/77/270/76355-2.php
- http://mdou18pskov.ucoz.ru/publ/zanjatija/scenarij_razvlechenija_k_1_aprelja_
- http://www.centerasia.ru/issue/2007/15/683-shkola_mesto_dlya_nastoyaschikh_muzhchin.html
- Участник Осеннего самосбора - 2014 г.Псков
- Участник "Мозаика презентаций - 2012" г.Томск
- Работа в МБОУ ДОД "Патриот" г.Пскова 2010-2011гг.
|