Вторник
23.04.2024
10:44
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МБДОУ Детский сад №18 "Солнышко" г.Пскова
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Содержание

Block title
Block content

Ваша оценка
Оцените мой сайт
Всего ответов: 510


Главная » Статьи » НОД

Занятие по рисованию в подготовительной группе "Гжель". Выполнила воспитатель Фаткулина В.В.

Ход занятия:

 

Организационный момент:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня нас ждет много интересных приключений.

 

I Часть:

У меня что-то для вас есть. (Достает «Волшебный ящик»). Какой красивый и конечно он с секретом. Угадайте, что в нем?

Ребятам нужно отгадать, какой именно предмет в ящике. На вопросы можно отвечать только «Да» или «Нет» [[i]].  Отгадка: Письмо.

Воспитатель: Смотрите, какое необычное письмо.

Ребята: Да, на нем совсем нет никаких букв, зато есть какие-то рисунки. Это ложечка с росписью хохломы.

Воспитатель: Как вы думаете, кто мог нам прислать такое письмо с изображением хохломы. Кто с нами ее рисовал?

Дети: Это Кузьма!

Воспитатель: Правда? Давайте проверим.  (Воспитатель открывает письмо и показывает его ребятам) Смотрите, какое необычное. Некоторые слова в нем замещены рисунками. Поможете мне его прочитать?

Ребята: Да.

         «Здравствуйте дорогие (ребята). Вот и наступила (зима). Вы же знаете, что я большой (путешественник) и большой любитель разных красивых (узоров). В последнее мое путешествие я нашел самый настоящий (зимний узор) и хочу с (вами) им поделиться. Я еще точно не знаю, как он называются, но приглашаю вас к себе (в гости) по адресу: Россия, Раменский район (Московской) области, город Гжель [[ii]]. Ваш (Кузьма)».

Воспитатель: Ребята, а вы как думаете, как называются морозные узоры из села Гжель?

Дети: Они так и называются – гжель.

Воспитатель: А почему Кузьма решил, что они морозные?

Дети: Потому, что нарисованы синими и белыми красками.

Воспитатель: Тогда Кузьме надо срочно об этом рассказать. Ну, что же путешественники, отправляемся?

Дети: Да.

Воспитатель: На чем поедем? (Ребята, объединяясь, «превращаются» в любое транспортное средство. Чтобы его озвучить, воспитатель нажимает на одну из заранее приготовленных звуковых кнопок).

Воспитатель: Может уже приехали? Посмотрим на карту. Где Псковская область?

Ребята показывают город Псков, обозначенный изображением Троицкого собора.

Воспитатель: А возле какого города находится село Гжель?

Дети: Возле Москвы, и оно обозначено на карте синим цветком.

(Их встречает Кузьма)

 

II Часть:

Кузьма: Здравствуйте гости дорогие. Проходите, садитесь. Отдохните с дороги и попейте чайку из моих морозных кружек.

Воспитатель: Морозные кружки, но от чая они бы просто растаяли, ведь так, ребята? Почему же они не растаяли?

Дети: Они синие, потому, что раскрашены такими «холодными» красками – белой и оттенками синей. Эти узоры называются «гжель» (по названию места зарождения).

Кузьма: Вот спасибо. Тогда и я вам расскажу тоже кое-что об этом узоре.

Воспитатель: Наверное, легенду, как в прошлый раз?

Кузьма: Легенду, это ту, что о хохломе, немного приукрашенную историю? Нет. Сегодня расскажу вам быль.

Воспитатель: Ребята, может кто-нибудь знает, что такое быль?

Кузьма: Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.[[iii]] Так вот, В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, средь полей и лесов стоит деревенька Гжель. Давным-давно жили там смелые да умелые, весёлые да красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей всех порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё посуду разную.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице дворника, который метёлкой улицы метёт, да вылепил его. И расписал его мастер разными узорами.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Вот так и повелось, что каждый мастер, своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были.

Мастера не только лепили свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Изображали сказочных животных и птиц. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись.[[iv]]

Воспитатель: Вот, значит, как появилась эта посуда. А кто внимательно слушал, и запомнил, какие изделия изготовляли мастера из глины?

Дети: Чайник, фигурку дворника, сахарницу.

Воспитатель: Значит, разные вещи можно расписывать гжельскими узорами?

Кузьма: Да, и вам сейчас покажу эти узоры. (Роется за ширмой). Ох, неприятность, какая вышла. Я хотел показать вам свои рисунки, но мой кот Васька их все перепутал и теперь не могу найти в синей комнате гжельские узоры. Ребята, помогите мне, найдите 5 узоров гжели.

 

Игра: «Найди узоры»

Найди в синей комнате узоры гжели.

 

Кузьма: Вот какие молодцы. Теперь здесь точно видно как нужно рисовать узоры.

Воспитатель: Как же они называются? Ребята, может, мы сами дадим им названия?

(Ребята разглядывают  рисунки и придумывают им названия. Воспитатель помогает, в случае затруднения, сделать логические выводы, опираясь на внешний вид узора.)[[v]]

Ребята: Кружки, точки, полосы. Бордюры. Капельки. Мазки с тенью. Цветочек.

Кузьма: Все-то вы знаете.

Воспитатель: Это значит, что пришла пора стать нам народными умельцами.

Кузьма: Вот как хорошо. А то я совсем разволновался.

Воспитатель: Что тебя беспокоит?

Кузьма: Собрался я к своему дедушке Мазаю на День рождения.

Воспитатель: Подарка нет?

Кузьма: Есть. Чайный сервиз. Только поглядите на него. Он весь белый.

Воспитатель: Может, доверим нашим мастерам украсить его?

Кузьма: Конечно. И я хотел, чтобы вы украсили его моим морозным узором.

Воспитатель: Узором? Одним?

Кузьма: Конечно. Ведь это же сервиз! А кто из вас знает, что такое сервиз?

Ребята приводят варианты ответов.

Кузьма: Сервиз – это полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое число человек.[[vi]] И на сервизах все узоры одинаковые.

Воспитатель: Хорошо. Тогда мы все вместе, каждый на своей посуде будем рисовать вот такой узор. И у нас получится настоящий сервиз. (Сервиз был вылеплен заранее на занятии по лепке из соленого теста).

Для работы нам понадобится краска синего цвета. Чтобы получить темный оттенок, нужно нажимать на кисть сильнее, чтобы получить светлый - слабее. Узор всегда расположен в центре изделия.

Самое трудное в гжельской росписи - это "мазок с тенями". Особенность заключается в том, что одним движением кисти получается линия цветом от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких

В середине мазка нажим кисти становится слабее, мазок сужается и затем переходит в острый кончик.

В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, переходя от тяжелого, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющемуся в нем. [[vii]] 

После того, как роспись завершена, сервиз раскладывается на отдельный декорированный столик.

 

III Закрепление:

Кузьма: Ах, какие молодцы. Вы не только порадовали меня своим приездом сегодня, помогли узнать многое о моем морозном… вернее гжельском узоре, а также помогли сделать расчудесный подарок для моего дедушки Мазая. Он будет вам благодарен.

Воспитатель: И тебе спасибо Кузьма, ведь ты нам рассказал очень интересную быль. Кстати, ребята, что такое быль?

Ребята: Это то, что происходило на самом деле.

Кузьма: А из чего делают гжельскую посуду?

Ребята: Ее изготавливают из глины.

Воспитатель: А что можно расписывать гжелью?

Ребята: Блюда, кувшины, фигурки, сервиз.

Воспитатель: А что такое сервиз?

Ребята: Это полный набор столовой или чайной посуды, рассчитанный на определённое число человек. Роспись на всех приборах одинакова.

Воспитатель: Ну, что же, Кузьма, нам пора домой. Присылай нам еще приглашения к себе в гости. Нам очень нравится играть с тобой, слушать интересные истории и, конечно, рисовать.

Кузьма: До новых встреч.

 

Заключительная часть:

Воспитатель: Ну, а нам пора отправляться в Псков. На чем поедем в этот раз?

(Ребята превращаются в любое транспортное средство. Чтобы его озвучить, воспитатель нажимает на одну из заранее приготовленных звуковых кнопок).

Воспитатель: Путешествие завершилось. Занятие закончено. Спасибо всем путешественникам.

Использованные источники:

 



[1] Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Минск: ИВЦ Минфина», 2008. – С.56.

[2] http://ru.wikipedia.org. Гжель. Адрес.

[3] Большой толковый словарь русского языка/ Быль. Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.

[4] Селева Наталия Валерьевна "Нежно-голубое чудо" (подготовительная группа). Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством, festival.1september.ru.

[5] Гин, С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Минск: ИВЦ Минфина», 2008. – С.53.

[6] Большой толковый словарь русского языка/ Сервиз.Гл. ред. С. А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998.

[7]Баймухаметова Халима Насиховна "Декоративно-прикладное искусство. Твоя посуда". Интегрированный урок "ИЗО + труд".festival.1september.ru

 

 

 

 

 

Категория: НОД | Добавил: fmg (15.01.2010)
Просмотров: 19046 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Block title
  • УО г.Пскова
  • Федеральный центр ИОР
  • Единая коллекция ЦОР
  • Единое окно
  • Рос.образование Федер.портал
  • Минобрнауки РФ
  • Федеральное агенство по обр
  • Российскй общеобр.портал.
  • Каталог ОР
  • ИКТ в образовании
  • Музеи России
  • ОР Интернет
  • Журнал "Обруч"
  • Воспитание дошкольника
  • Все для детского сада
  • Сайт "Дошкольник"
  • Интернетёнок
  • Портал "Солнышко"
  • Мультфильмы
  • Сайт "Мультироссия"
  • Уполномоченный по правам ребенка в Псковской обл.
  • Региональная Общественная палата
  • Управление социальной защиты Псковской области

  • Block title
  • УО г.Пскова
  • Федеральный центр ИОР
  • Единая коллекция ЦОР
  • Единое окно
  • Рос.образование Федер.портал
  • Минобрнауки РФ
  • Федеральное агенство по обр
  • Российскй общеобр.портал.
  • Каталог ОР
  • ИКТ в образовании
  • Музеи России
  • ОР Интернет
  • Журнал "Обруч"
  • Воспитание дошкольника
  • Все для детского сада
  • Сайт "Дошкольник"
  • Интернетёнок
  • Портал "Солнышко"
  • Мультфильмы
  • Сайт "Мультироссия"
  • Уполномоченный по правам ребенка в Псковской обл.
  • Региональная Общественная палата
  • Управление социальной защиты Псковской области

  • Block title
  • УО г.Пскова
  • Федеральный центр ИОР
  • Единая коллекция ЦОР
  • Единое окно
  • Рос.образование Федер.портал
  • Минобрнауки РФ
  • Федеральное агенство по обр
  • Российскй общеобр.портал.
  • Каталог ОР
  • ИКТ в образовании
  • Музеи России
  • ОР Интернет
  • Журнал "Обруч"
  • Воспитание дошкольника
  • Все для детского сада
  • Сайт "Дошкольник"
  • Интернетёнок
  • Портал "Солнышко"
  • Мультфильмы
  • Сайт "Мультироссия"
  • Уполномоченный по правам ребенка в Псковской обл.
  • Региональная Общественная палата
  • Управление социальной защиты Псковской области

  • Календарь



     

    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz