Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Друзья, которые любят противоречить друг другу." Выполнила Мазур А.В.
Ход занятия:
Дети играют в групповом
помещении.
Воспитатель:Сегодня утром к нам пришел почтальон и
оставил 2 коробки. Как вы думаете, что в них?Попробуйте отгадать.
Серый Ивашка,
Деревянная рубашка.
Где носом проведет,
Там след кладет.(карандаш)
Металлический Антошка,
Он на очень длинной ножке.
По головке постучишь –
Что-нибудь да
смастеришь.(гвоздь)
А как узнать в какой коробке
карандаш, а в какой гвоздь?
Д:Посмотреть.
В: А если не глядя?
Д: Потрогать. (определяют на
ощупь)
В: А по запаху можно
различить гвоздь и карандаш?
Д: (понюхав) Нет.
В: А попробуйте отгадать по звуку.Постучите металлической палочкой по гвоздю и карандашу.
Д: Можно. Металлический
гвоздь звенит, а у деревянной палочки глухой звук.
В: А вот и они, наши гости:
Гвоздь и Карандаш. Давние друзья, но и любители поспорить . Каждый из них уверен,
что он главнее. Карандаш утверждает, что из дерева делают очень много нужных человеку
предметов, а Гвоздь говорит, что из металла их намного больше. А вы как
считаете, ребята? Давайте проверим кто прав. На столе лежит множество картинок
с изображением предметов. Ваша задача – разобрать их на 2 группы: 1 на которых
изображены предметы, сделанные из дерева (их выберут девочки) и 2 с изображением
предметов из металла (это сделают мальчики). Выходит, что и Гвоздь, и Карандаш
правы.
Хотите узнать, почему одни
предметы делают из металла, а другие из дерева? Подойдите, пожалуйста, к
столам. Возьмите в руки с тарелочки деревянный брусок, металлическую пластину.
Какие они на ощупь?
Д: Металлическая пластина
гладкая, а брусок шероховатый, шершавый.
В: Приложите к одной щеке
брусок, к другой – пластину. Что вы чувствуете?
Д: Дерево теплое, а металл
холодный.
В: Попробуем забить гвоздь в
деревянный брусок, в металлическую пластину. Почему мы смогли забить гвоздь в
деревянный брусок и не смогли забить в металлическую пластину?
Д: Дерево мягкое, а металл
твердый.
В: Давайте бросим в воду
пластину? (бросают) а теперь деревянный брусок? Итак, что произошло?
Д: Пластина утонула, а брусок
плавает.
В: Почему?
Д: Пластина тяжелее, чем
деревянная палочка.
В: А теперь возьмите с тарелки
гвоздь, попробуем его сломать (пробуют), палочку (ломают). Почему палочка сломалась,
а гвоздь нет?
Д: Дерево хрупкое, а металл
прочный. Для каких предметов используют свойство металла - прочность? (машины, двери…)
В: А что будет, если поднести
к огню (зажигает свечу) деревянную палочку, а потом гвоздь?
Д: Палочка загорелась, а
гвоздь только нагрелся
В: Все опыты, которые мы с
вами сегодня провели, подтвердили то, что вы уже знали о дереве и металле. А
теперь давайте поиграем в игру «Наоборот».
Игра.
Детивстают в круг. Воспитатель бросает
по очереди каждому мяч, называя одно из свойств дерева – дети должны назвать
противоположное свойство, присущее металлу. И наоборот. (шероховатое – гладкий,
теплое – холодный, легкое - тяжелый)
В: Пока мы играли, Карандаш и
Гвоздь решили прогуляться. Шли они шли и попали на реку. (показывает картинку)
Карандаш обрадовался:
«Переплывем на тот берег, освежимся», а Гвоздь приуныл.
Как вы думаете: почему?
Д: Он боится утонуть.
В: Значит Гвоздь должен войти
в воду, чтобы вместе с Карандашом перебраться на другой берег реки и не должен
входить в воду, т.к. утонет. Что делать?
Д: Карандаш может перевести
его на себе. Можно смастерить плот из веток.
В: Вот наши друзья на том
берегу. Они устали, проголодались, решили уху сварить. Как вы думаете кто из
них пошел ловить рыбу, а кто начал костер разводить.(ответы детей)Сварили они уху. Гвоздь достал свою ложку из
металла. Карандаш – свою - из дерева, и опять заспорили друг с другом: чья
ложка лучше?Решили так: кто быстрее
свою порцию съест, у того и ложка лучше. карандаш быстро управился,а гвоздь все дул на свою ложку. Почему?
Д: Дерево нагревается очень
медленно и не очень сильно, а металл быстро становится раскаленным.
В: Что же получается: ложка у
гвоздя должна быть металлическая, чтобы он не прокусил ее, и недолжна быть
металлической, чтобы он не обжигался.
Д: Сама ложка пусть будет из
металла, а ручка из дерева.
В: Поели наши друзья,
посидели у костра, решили дальше идти. Как затушить костер?
Д: Залить водой – это может
сделать Карандаш, закидать песком – с этим может справиться Гвоздь.
В: Молодцы. Мы сегодня
вспомнили, какими свойствами обладаютдерево и металл. Назовите их..
Из какого материала сделана
мебель в наших домах? Почему? Из чего сделаныдетали в машинах? Почему?
Вспомнили, что есть предметы
в которых присутствует и дерево, и металл.
Нам пора прощаться с гостями.А чтобы они больше не спорили между собой, давайте
пофантазируем и нарисуем предметы, где бы сочетались и дерево и металл.Выберите, чем вы будите рисовать. Возьмите
листочки и - за работу.