Цель: познакомить детей с былиной , с её необычным складом речи ,с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
Задачи:
Образовательные: Познакомить детей с былиной «Илья Муромец и Соловей – разбойник ». Учить эмоционально, воспринимать образное содержание былины, осмысливать характеры персонажей. Дать детям знания о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси. Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук). Расширять словарный запас детей.
Развивающие: развитие внимания, памяти , мышления .
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства, интерес к истории России.
Предварительная работа: беседы о богатырях , рассматривание иллюстраций.
Ход образовательной деятельности:
Дети находятся в свободной игровой деятельности.
Воспитатель предлагает им посмотреть мультфильм про богатырей https://www.youtube.com/watch?v=mMmTAh4_xDc до того места, где Соловей-Разбойник начинает дуть на Илью. Слышен свист. Видео пропадает. Появляется Соловей разбойник: «Не узнать вам ни за что, смог ли Илья Муромец защитить деревню!»
Воспитатель: Ребята, разве же может Соловей-Разбойник победить Илью Муромца? Но нам надо знать наверняка, точно. Откуда мы можем узнать, чем закончился мультфильм? (Варианты ответов детей).
Ребята, а вы знаете, что мультфильмы снимают по книгам? Давайте найдем в нашей библиотеке подходящую. Дети идут к библиотеке и обращают внимание на книгу о богатырях.
Что написано на книге? Былины. А что такое былины? Воспитатель интересуется у детей на какое слово похоже слово «былина». То, что было раньше. Воспитатель :- Так народ давным -давно рассказывал о своих героях, которые защищали русскую землю от врагов и нечисти , которые в страхе держали простых людей.
Давайте узнаем, чем закончилась встреча Соловья-Разбойника и Ильи Муромца. Воспитатель читает отрывок из былины.
Ребята, что вы поняли из прочитанной былины? Какие слова вам показались непонятными? Почему? (Былина написана на старом языке, на том, который был раньше). Давайте узнаем о них из нашего интерактивного словарика?
(Просматривают слова и иллюстрации к ним).
Воспитатель еще раз читает отрывок.
Ребята, мы решили, что былина написана по тем событиям, которые были раньше давным-давно. Неужели это правда , что один богатырь мог один победить целое войско ? Или такие разбойники, которые могли свистом сломать целую деревню? (это преувеличение).
Воспитатель зачитывает отрывок :
Так, значит, кто-кого победил? Давайте еще раз попробуем включить видео?
Просматривают завершение сцены.
Работа с карточками «Установи последовательность»
Ребята, давайте составим ряд картинок, что было сначала в былине, а что потом. Дети составляют, подкрепляя ход рассказыванием сюжета из былины.
Ребята, помните, Соловей-Разбойник, сказал, что не узнаем, смог ли Илья Муромец защитить людей? А что жители говорили Илье Муромцу в конце? (спасибо, красавец, возвращайся, спас нас от иродов, доброго пути, ждем, тебя, защитник наш).
Ребята,какими качествами обладали богатыри ?(ответы детей).Давайте и мы с вами немного побудем как богатыри.
Проводится физкультминутка.
«Богатырь» Богатырь – вот он каков: (Дети стоят в кругу) Он силен, он здоров, (Показываю силача) Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука) Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок) На границе стоял, (Показывают) Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль) Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх) Станем, как богатыри! (Руки на пояс)
– Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней. В.Васнецова «Три богатыря». Кто на ней
изображён ?Каких богатырей вы знаете ? Кто находится в центре картины? (Илья Муромец, он самый старший, могучий и опытный богатырь.) Слева изображён Добрыня Никитич ,справа Алёша Попович.
-Ребята , не только речь богатырей отличалась от нашей , но и их внешний вид .Во что они были одеты (Кольчуга, шлем,доспехи(латы), шаровары ,сапоги ) Как называется снаряжение богатыря? (палица, меч,лук и колчан со стрелами,колчан, щит.)Воспитатель интересуется у детей что это такое и показывает презентацию с изображением снаряжения и одежды богатырей. Главным другом богатырей был конь.
Проводится игра – игровизор «Что было и чего не было у богатырей?». Называют предметы одежды и оружия : кольчуга , шлем , щит , меч, палица, латы (доспехи), нагрудник , шаровары , сапоги.
Ребята, для чего богатырям нужен был щит? А из каких частей состоит слово защитник? (ЗА ЩИТОМ). Защитники, это те люди, за которыми другие как за щитом. Значит Илья Муромец – защитник и смог защитить других.
Рефлексия. Как же мы узнали об этом? (Познакомились с былиной).
Выход из ОС: Недавно был праздник 23 февраля, каких современных защитников мы знаем? У нас есть видео (альбом) о них давайте посмотрим. |