Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе разработала воспитатель Фоменко Ю.Г.
Ход занятия.
Педагог и дети стоят в кругу. Приветствие друг другу:
Здравствуй небо (руки вверх).
Здравствуй Земля (приседают).
Здравствуйте мои друзья (руки вперед).
1,2,3,4,5 ( загибают пальцы рук).
Вместе мы в кругу опять (берутся за руки).
Будем дружно мы играть.
В сказку мы хотим опять. (идут по кругу)
Воспитатель стоит в центре круга и проводит над
головами детей «волшебной палочкой»
В: Ходил заяц с мешком по
лесу, искал грибы-ягоды для своих зайчат, но, как на зло, ничего ему не
попадалось: ни грибов, ни ягод. И вдруг посреди зеленой поляны увидел он дикую
яблоню. А яблок румяных на ней и под ней – видимо-невидимо! Недолго думая,
раскрыл заяц свой мешок и стал в него яблоки собирать. Тут ворона прилетела, на
пенек села и каркает: «Как-кар, какое безобразие! Каждый будет сюда приходить ,
ни одного яблока не останется». «Напрасно каркаешь» - говорит заяц, - «здесь
яблок ни весь лес хватит. А у меня зайчата голодные дома сидят.» набрал заяц
полный мешок яблок. Мешок тяжелый – не поднять. С трудом потащил его по лесной
тропинке.
Кто может показать, как заяц тащит тяжеленный мешок с яблоками?
(экспрессивный этюд «Заяц тащит мешок яблок»)
В: И вдруг голова его
уткнулась во что-то мягкое. Поднял голову заяц и обомлел -перед ним медведь стоит!«Что у тебя там, в мешке?» -спросил медведь. Заяц пришел в себя, открыл
мешок и говорит: «Вот… Яблоки…. Угощайтесь, дядя Миша!»
Кто может показать, как заяц шел и
встретил медведя? (экспрессивный этюд «Заяц угощает медведя»)
В: Попробовал медведь одно
яблоко «Ничего яблочки! Освежают!» - проревел он, набрал большую горсть яблок и
пошел своей дорогой. А Заяц – к себе домой. Идет он по лесу, а со всех сторон
бегут к нему бельчата, пищат: «Дяденька Заяц, дайте яблочек!» Заяц снова открыл
мешок: «Угощайтесь».
Кто может показать, как к Зайцу
подбежали двое бельчат и он угостил их яблоками?(экспрессивный этюд «Заяц угощает бельчат»)
В: По дороге домой заяц
встретил своего старого приятеля ежа. «Куда идешь, Колючая Голова?» - спросил
Заяц. «Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хожу с пустой
корзинкой,» - ответил еж.«Ты лучше у меня яблок возьми.
Бери, не стесняйся, у меня их много!» - сказал Заяц и насыпал ежу полную
корзину яблок. (экспрессивный этюд «Заяц
угощает ежа»)
В: Вышел Заяц на лужок, а там
коза со своими козлятами гуляет. Их заяц тоже яблоками угостил. (экспрессивный этюд «Заяц угощает Козу»)
В: Так у зайца в мешке всего
несколько яблок и осталось. С ними и пошел он домой. А в заячьем домике давно
ждут папу Зайца.Чтобы скоротать время,
Зайчиха рассказывает сказку своим голодным зайчатам. И тут кто-то постучал.
Дверь распахнулась, и на пороге появились Бельчата с большим лукошком, полным
орехов.
-вот! Это мама просила вам передать! Пропищали
Бельчата и убежали.
- Чудеса… - прошептала
Зайчиха.
Кто может показать, как двое Бельчат
постучали в дверь и передали Зайчихе лукошко с орехами?(экспрессивный этюд «Бельчата приносят
лукошко орехов»)
В: Пришел Ежик с корзиной,
полной грибов.
- Хозяин Ома – спросил он
Зайчиху.
- Да нет. Как с утра в лес
ушел, так и не возвращался – ответила она.
- вот вам угощенье. – сказал
Еж и попрощался.
(экспрессивный этюд «Еж угощает корзиной
грибов»)
в: Соседка Коза принесла
капусты и крынку молока. «Это для ваших детей». - сказала она Зайчихе. ? (экспрессивный этюд «Коза угощает капустой и молоком»)
В: И вдруг раздался страшный
стук в дверь. Зайчата испугались, задрожали… Дверь распахнулась. «Заяц дома?» -
показалась голова медведя – «Вот, держи от меня подарок! Мед настоящий,
липовый! Угощайтесь!»Отдал Медведь
баночку меда Зайчихе, улыбнулся зайчатам и пошел восвояси… Уже поздно ночью
приплелся Заяц к своему дому. А дома давно крепким сном спали сытые зайчата.
Только одна Зайчиха не спала и ждала Зайца. Вдруг скрипнула дверь «Ура! Папа
пришел!» - вскочили Зайчата. Вся заячья семья собралась за столом. А на столе
чего только нет: грибы и орехи, капуста, молоко и мед. «Откуда все это?» -
удивился Заяц. «Звери угостили» - ответила Зайчиха. А Зайчата наперебой стали
рассказывать, кто и чемих угостил.
Упражнение «Кто и чем угостил» на
воспроизведение по памяти.
Воспитатель предлагает
вспомнить кто и чем угостил Зайчат. На столе разложены герои сказки медведь,
бельчата, коза, еж. Дети вспоминают, с какими дарами приходил каждый из героев.
В: «Вот так чудеса» - сказала
Зайчиха, «Почему нам столько угощений принесли?». «Дерево держится корнями, а
человек -друзьями» - ответил Заяц, а
про себя подумал: «Что посеешь, то и пожнешь.»
Обсуждение в кругу.- Много ли
яблок нашел Заяц?
- Кого Заяц угостил яблоками?
- Что можно сказать про
Зайца, какой он?
-Почему звери принесли в дом зайца подарки,
угощения?
- Почему Заяц вспомнил
пословицу:Дерево держится корнями, а
человек -друзьями.
- Почему Заяц вспомнил
пословицу: Что посеешь, то и пожнешь.
- О чем нам говорит эта
сказка?
Игра «Волшебный подарок».
В: Ребята, а вы любите
получать подарки?А дарить подарки?
Сегодня мы будем играть в игру «Волшебный подарок». В ней каждый из нас сможет
и подарить, и получить подарок, причем волшебный, необычный. Подумайте, какой
бы подарок хотелось получить вашему соседу слева. Мы встанем в круг и, начиная
с меня каждый из вас будет дарить следующему человеку волшебный подарок.
Получив подарок, надо поблагодарить за него, положить его куда-нибудь и вручить
свой волшебный подарок соседу.
Обращение к личному опыту:
«Были ли у вас случаи, когда кто-то вас чем-то угощал, чем-то делился? Что вы
чувствовали при этом? Расскажите нам». Дети по очереди рассказывают.
В: Были ли у вас случаи,
когда вы кого-то угощали? Чем-то делились с другими? Что вы чувствовали при
этом? Расскажите нам.
Обобщение. Воспитатель: что
же мы сегодня узнали, чему научились?
Тому, что люди рады угостить
других, поделиться тем, что есть. Узнали, что на добро отвечают добром. Добрые
поступки люди помнят, поэтому есть поговорка: «Доброе век незабудется». Чем больше добрых поступков
сделает человек, тем больше друзей у него будет. И больше доброты будет на
Земле.
Прощание со сказкой:
1,2,3,4,5 (дети загибают
пальцы рук)
вместе мы в кругу опять
(берутся за руки)
Со сказкой мы прощаемся (идут
по кругу)
В группу отправляемся (идут
по кругу)Воспитатель стоит в центре круга
и проводит над головами детей "волшебной палочкой".