Приоритет в реализации программы нашего сада является художественно-эстетическое направление. В нашем саду я веду кружок-изостудию “Цветные ладошки”, где главным является использование нетрадиционных техник рисования, лепки, аппликации. Поэтому особую актуальность для меня представляет такая образовательная область как “художественно-эстетическое развитие”. Она направлена на “формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности”. Одно из направлений данной образовательной области «художественное творчество». Основная цель – обучение детей созданию творческих работ средствами разных видов художественно – продуктивной деятельности.
Надо помнить и о таком психолого-педагогическом условии реализации Программы, как “возможности выбора детьми материалов” (ФГОС ДО III; 3.2.1). Конечно, это должно предполагать наличие их в достаточном количестве и разнообразие. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Мне хотелось бы поделиться с вами использованием нетрадиционных материалов для лепки в изодеятельности старших дошкольников.
Лепка, пожалуй, самый естественный для человека изобразительный творческий процесс. Создавая собственную маленькую скульптуру, дошкольник непосредственно познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий нас мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, дети изображают все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации. Чтобы научиться более точно передавать форму и строение предметов, ребенок должен обучаться многим техническим приемам лепки, способам передачи строения предметов. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, научить лепить знакомые предметы реального мира, выражать свое отношение к миру и его явлениям.
К нетрадиционным техникам лепки в дошкольном возрасте относят:
- использование в лепке различных нетрадиционных пластических материалов;
- интеграцию лепки с различными видами детской изобразительной деятельности;
- создание оригинальных лепных образов.
Нетрадиционные техники позволяют детям познакомиться с разнообразными пластическими и вспомогательными материалами, что способствует повышению выразительности лепных образов, поддержанию их эмоционально – положительного отношения к данному виду деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества.
Вместе с этим нетрадиционные техники способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.
По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию.
По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть: индивидуальной, коллективной – в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые легко поддаются воздействию рук, приобретают в процессе лепки задуманную форму и сохраняют ее хотя бы некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, снег, влажный песок, бумажная масса. Есть еще необычные материалы. Может вы о них уже знаете. Мы с ребятами подготовительной группы “Звездочки” любим решать головоломки и загадки. Они укрепляют мышление, логику, творческие способности. Давайте попробуем, используя логические умозаключения, угадать что за материалы для лепки нас ждут. Возьмите из корзины по одному предмету. На красной основе - кусочек шелка; липкая основа скотча, фотография готового изделия. (Шелковый пластилин). На синей основе - Зажигалка, трубочка для коктейля, камень. (Полимерная глина). На желтой основе - кусочек пластмассы, лизун, крышка для бутылки (Суперпластик "Полиморфус"). Воспитатели высказывают свои предположения. Ведущий ответа не называет.
Хотите узнать о чем идет речь? Присаживайтесь за столы. Воспитатели садятся, знакомятся с новыми материалами.
Ведущий: Итак, давайте назовем, с какими материалами мы работали и почему в головоломке эти материалы были представлены такими необычными вещами. Воспитатели высказывают свои предположения.
Ведущий: Чем понравился и не понравился вам представленный материал для лепки? (Ответы). Спасибо за мнение. Я думаю, что зрители в зале тоже хотели бы поработать с представленными материалами. Уважаемые коллеги (обращается к первой группе) передайте свою часть головоломки следующим участникам из зала на свое усмотрение.
Выходит вторая группа зрителей.
Уважаемые коллеги, работа у нас с вами интересная и уникальная. Мы не можем выполнять ее некачественно прежде всего потому, что работаем с детьми, они для нас как родные дети, а мы для них - вторые мамы. давайте к предстоящему празднику вылепим из своих материалов подарок.
Работа с залом.
А пока наши коллеги работают, я хотела бы познакомить наших зрителей с творческими работами нашей подготовительной группы. Специально для наших гостей ребята вылепили предметы - загадки, посвященные Дню матери. Давайте попробуем их разгадать? (Отгадавший головоломку получает игрушку в подарок).
Вот и готовы наши цветы, давайте поставим их в вазу. Объединяют в общую композицию.
Литература:
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - с.5.
ФГОС ДО https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html |