Цель: формирование познавательной активности дошкольников в знакомстве со свойствами и качествами песка, путем опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные):
- Образовательные: расширить представление детей о песке, его свойствах и качествах;
- Развивающие: развивать умение детей определять существенные признаки песка; развивать мелкую моторику рук, путем экспериментирования с песком;
- Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе с песком.
Планируемые результаты образовательной ситуации: называть свойства и качества песка; активно взаимодействовать с воспитателем и сверстниками при решении познавательных и игровых задач; уметь находить причинно-следственные связи, работать самостоятельно и в команде, высказывать свою точку зрения, поддердивать беседу; выражать познавательный интерес и доброжелательные эмоции в образовательной деятельности.
Возрастная группа: средняя группа (4-5 лет)
Форма организации деятельности: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Форма проведения: дидактическая игра, проведение опытов, экспериментирование, наблюдение.
Методические приемы: логическая цепочка, словесное описание, введение персонажа (зверята).
Формирование словаря детей: активный «пустыня, сыпучий, песчинки, мокрый, сухой».
Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, компьютерная презентация, песок, пластиковые стаканчики, вода, белая бумага, лупы, пазлы с картинками, контейнер для песка, лапатки, ведерки, грабли, игрушки (заяц, волк, лиса и др.
Ваше описание
|
Подсказка
|
Этапы познавательно-проблемной ситуации
|
Дети в группе (самостоятельная деятельность).
Раздается звук. Звонит телефон.
Воспитатель берет трубку и начинает говорить.
- Алло, здравствуйте! Кто говорит? Зайчонок? И лисенок, и волчонок? Что случилось? Не кричите, лучше скорее расскажите! Как же так, не может быть! Не переживайте, сейчас мы с ребятами придумаем, как вам помочь.
Воспитатель и дети звонят зверятам и приглашают к себе в группу. После чего, раздается стук. Воспитатель идет открывать дверь и возвращается детям с игрушками зверят (волк, заяц, лиса).
|
- Ребята, вы слышите? Что это за звук? (Ответы детей)
- Звонит телефон, давайте ответим?
(Ответы детей)
- Дети, нам позвонили зверята из леса. У них случилась беда! Сегодня утром они пришли в садик, а на их участке из песочницы исчез весь песок. Зверята ничего не знают о песке и где его искать, поэтому им нужна наша помощь. Давайте поможем зверятам?
(Ответы детей)
- А как мы сможет им помочь?
(Ответы детей)
- Давайте позовем зверят к нам? Все вместе дружно узнаем все о песке и найдем песок для песочницы. Да?
|
- Осознание проблемной ситуации (вводный этап)
|
Воспитатель с игрушками зверятами и дети, садятся полукругом на стульях.
Компьютерная презентация. Слайд 1 (пустыня).
Слайд 2 (ящерица, верблюд, змея).
Дидактическая игра «Собери картинку»
Дети делятся на небольшие 3 группы. Подходят к столу, на столе лежат в разобранном виде три картинки (пазлы), (стройка, стекло, песочница).
|
- Дети, а что вы знаете о песке?
- А где находиться много песка?
- На пляже, на реке, в песочнице, но есть одно место, где очень много песка. Это место называется пустыня. Посмотрите.
- А в пустыне кто-нибудь живет? Кто?
- Да, в пустыне тоже живут животные. Посмотрите, что это за животные?
- Для чего нужен песок?
- У меня есть подсказка, но чтобы ее разгадать, надо собрать эти картинки.
- Песок нужен для игры, строительства, а также из песка изготавливают стекло и стеклянные игрушки.
|
- Анализ условий
|
После игры дети остаются с воспитателем остаются возле стола.
Воспитатель обращается к игрушкам.
|
- Ребята, а вы знаете как появляется песок? (Ответы детей)
- Зверята, а вы знаете, как появляется песок?
- Дети зверята не знают.
- А из чего он состоит?
- Дети, зверята не знают, а вы знаете?
|
- Ограничение зоны поиска исходя из прошлого опыта детей
|
Воспитатель и дети проходят в уголок экспериментирования (Лабораторию). Надевают халаты и садятся за свое рабочее место.
|
- И что же нам делать, дети?
(Ответы детей).
- Точно, я придумала. Чтобы нам все узнать о песке, нам необходимо провести лабораторные исследования. Давайте пройдем в нашу лабораторию и обязательно с собой нужно взять наших гостей.
|
- Предположения о способах решения проблемы, выхода из сложившейся ситуации
|
Опыт №1. «Откуда берется песок».
На столе на каждого ребенка лежит белый лист бумаги, два камня, лупа на пару. Необходимо потереть два камня друг об друга на листом бумаги.
Опыт №2. «Из чего состоит песок».
У детей на столах листы бумаги, лупа на пару и стаканчики с песком. Необходимо насыпать немного песка на лист и с помощью лупы рассмотреть наш песок.
Физкультминутка «Бабочки».
- Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево)
- Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад)
- Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево)
- Солнце утром лишь проснется, бабочка кружит и вьется (покружиться).
Опыт №3. «Сыпучий песок».
Необходимо наблать детям в кулак немного песка из стаканчика, и выпустить его малелькой струйкой.
Опыт №4. «Мокрый песок».
Из необходимых материалов появляется стаканчикс с водой. Необходимо в стакан с песком, налить немного воды.
Воспитатель приглашает детей к другому столу, где стоит пустой контейнер и отдельно песок, лопатки, ведерки и грабли.
|
- Посмотрите, что это сыпется, на что похоже?
- Можно рассмотреть с помощью лупы.
- У нас получился песок.
- Как получается песок в природе?
- Ветер и вода разрушают камни, так и получается песок.
- Посмотрите, из чего состоит песок? Что это? (Песчинки)
- Как выглядят песчинки, на что они похожи?
- Песчинки одинаковые?
- А похожи одна на другую?
- Дети, песок состоит из маленьких песчинок, они не прилипают друг к другу.
- Легко ли сыпется песок?
- Раз он сыпется, то какой песок? Сыпучий.
- Сухой песок легко сыпется.
- Посмотрите, каким стал песок? Мокрым.
- А куда делась вся вода?
- Вода быстро впитывается в песок.
- Ребята, мы так старались помочь нашим зверятам, давайте спросим у них, все ли они запомнили и песке.
Все дружно: «Зверята, вы все запомнили о песке?
- Вот только песочница у зверей пустая. А давайте мы сделаем сами песочницу и подарим зверятам, что они могли играть в садике со своими друзьями. Да?
- Давайте сделаем песочницу, и все вместе со зверятами поиграем, Хорошо?
|
- Реализация предположений, собственно деятельность детей
|
Дети продолжают играть с песком, делая для зверей песочницу. Каждый берет по игрушке зверька.
|
- Ребята, что вы сегодня узнали нового?
- А чем занимались?
- А хотите еще узнать много нового?
|
- Рефлексия
|
|