Материалы и оборудование для проекта:
-
Пленка, шаблоны фигур, ножницы, резак, скотч строительный, карандаши, линейка;
-
Целевые ориентиры по программе ДОУ для детей 4-5 лет, результаты диагностики, образцы дорожек.
Методы и технологии реализации проекта: интерактивные, игровые, здоровьесберегающие.
Продолжительность: средней продолжительности.
Актуальность:
Как часто мы обращаем внимание на недостаточный уровень освоения знаний дошкольников 4-5 лет в формировании элементарных математических представлений. Бывает очень сложно запомнить признаки форм, цвета, пространственные представления, счет. В то же время дети этого периода испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются. Это значить, что решить проблему необходимо учитывая особенности возраста.
Одним из средств решения проблемы является создание РППС в соответствии с ФГОС ДО. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду по ФГОС является одним из самых важных пунктов, потому что всё, что окружает человека, оказывает на него непосредственное влияние. Это особенно актуально на этапе развития и формирования личности, в дошкольном возрасте.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
“Развивающий пол” - универсальное, общедоступное, безопасное, современное пространство для развития дошкольников по всем образовательным областям. “Развивающий пол” может быть как стационарным, так и трансформируемым. Стационарные детали могут дополняться подвижными модулями.
Изготовить “развивающий пол” вам помогут сами дошкольники. Они всегда смогут вам подсказать цвет, форму, расположение в пространстве и будут всегда правы, так как продвижении маршрута не может быть ошибки. Ребенок лучше запоминает и усваивает то, что он делает своими руками. В процессе работы, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Такая форма взаимодействия называется интерактивной.
“Развивающий пол” для формирования элементарных математических представлений может решить следующие программные задачи:
-
Дать детям представление о том, что множество («много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар предметов (не прибегая к счету).
-
Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни — красного цвета, а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну». Учить считать до 5 (на основе наглядности), пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам.
-
Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
-
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета.
-
Учить сравнивать предметы по двум признакам величины.
-
Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике. Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно двигательного анализаторов. Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником.
-
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных размеров.
-
Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
-
Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении; обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева — окно, сзади на полках — игрушки).
Вся работа по созданию “развивающего пола” заняла целый день, который мы провели вокруг числа 5!
1 этап: вычленение проблемы;
2 этап: разработка плана работы в соответствии с поставленными задачами;
3. Актуализация поставленных задач в работе с дошкольниками и их родителями (привлечение);
4. Изготовление развивающего пространства;
5. Обучение дошкольников использованию “Умного пола”.
Пространство “Развивающий пол” соответствует ФГОС ДО:
-
Содержательно-насыщенное пространство. Работа с полом может быть использована по всем пяти образовательным областям:
Познавательное развитие - знакомство с формами, счетом, размером, ориентировкой в пространстве (вперед, назад, право, лево);
Речевое развитие - возможность декламирования стихотворений, чистоговорок при продвижении по маршруту, декламирование собственных действий;
Социально-коммуникативное развитие - взаимодействие со сверстниками при групповом размещении;
Физическое развитие - прямохождение, прыжки на двух ногах, на правой, левой ноге, ползание, наклоны, приседания;
Художественно-эстетическое - знание о цветах, воспитание аккуратности, представления об эстетичности, видения образа в формах.
-
Трансформируемость. Пространство можно как изменять путем отклеивания и приклеивания дополнительных модулей, так и дополнять маршрут при помощи дополнительных объемных модулей без липкой основы.
-
Полифункциональность. Пространство можно использовать как для работы по разным образовательным областям, так и в свободной игровой деятельности дошкольников. Изображения могут названы: дорожкой, бусами, кочками.
-
Вариативность. Возможность обычного поэтапного прохождения маршрута, так и изменение задачи: нахождение в представленном пространстве определенных фигур (только круглые, только красные, только маленькие, работа только с отпечатками ладоней или ступней);
-
Доступность. “Дорожки” расположены по всему пространству группы в общедоступных местах;
-
Безопасность. Изображения не имеют острых краев, их поверхность не вызывает скольжения, в изготовлении материала не использовались запрещенные или вредные для здоровья материалы.
Необходимо помнить, что развивающая предметно – пространственная среда в группе не может быть единожды окончательно сформирована; точно так же, как и невозможно дать ребенку за один раз все знания. Развитие ребенка идет постепенно и нуждается в постоянном дополнении, так же как и среда, которая на него влияет.
Использованные источники
-
Интерактивные методы обучения https://podrastu.ru/doshkolnoe-obuchenie/interaktivnye-metody-obuchenija.html
-
Примерная программа “От рождения до школы”
https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf
-
ФГОС ДО https://fgos.ru/
|