Особенности адаптации детей 2-3 лет в группе детского сада.
Родители, отдавая ребенка в детский сад, беспокоятся за его судьбу. Вне всякого сомнения, родительские переживания во многом определяются личным опытом. Тем не менее в посещении дошкольного учреждения существуют плюсы, определенные не с точки зрения конкретных пап и мам, а с точки зрения наук – педагогики, медицины, психологии, социологии. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь. Особенно общению со сверстниками, несомненно, стоит учиться с детства - никакая семья, никакая няня, никакие не работающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.
И так, вы решились и начинаете готовиться к поступлению в дошкольное учреждение. Адаптация ребенка во многом зависит от подготовки малыша и самих родителей к посещению ДОУ.
Адаптация – это приспособление организма к новым условиям, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, тревожными и даже агрессивными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей – потребность в защищенности и безопасности, и эти состояния – защитная реакция организма. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. При поступлении в детский сад привычные условия жизни ребенка ( режим, характер питания, приемы воспитания, характер общения) меняются и порой координально. Ребенка окружают незнакомые люди, приемы воспитания, обстановка. Ко всему малышу надо приспособиться, а это происходит не всегда легко и быстро.
ПРИЗНАКИ ТРУДНОСТЕЙ АДАПТАЦИИ:
- Нарушение настроения. Слезливость, капризность, подавленное состояние, у некоторых детей возбудимость, гневность, агрессивные проявления и т.п.
- Нарушение сна. Плохо спят ночью: вскрикивают, плачут, ищут маму. Утром не разбудить в детский сад. Некоторые дети перевозбуждаются их не уложить на тихий час, они рано засыпают вечером. Недостаток сна приводит к стрессовому состоянию.
- Нарушение аппетита. Дети плохо едят дома и в детском саду, потому что им предлагают не привычную пищу. Это может привести к кратковременным желудочно - кишечным расстройствам, к пищевой аллергии.
- Нарушение иммунитета. Вследствие стресса у малыша страдает иммунная система. Они начинают часто болеть ОРВИ , легко заражаются друг от друга.
- Нарушение поведения. Дети как бы возвращаются на ранние ступени развития. Игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы, бояться чужих людей.
Родители совместно с воспитателями должны приложить все усилия к тому , чтобы помочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье. Прежде , чем готовить ребенка в детский сад, подготовиться надо самим родителям : познакомиться с жизнью детей в детском саду, режимом, требованиям к самообслуживанию, желательно познакомиться с воспитателями. Рассказать об особенностях ребенка, привычках, интересах и т.д.
Существуют рекомендации психологов для облегчения адаптации ребенка в детском саду:
- Необходимо приблизить условия в семье к условиям в детском саду ( режим дня, питание, навыки самообслуживания) .
- Рассказывайте ребенку как здорово ходить в детский сад, об интересных играх, забавах происходящих в саду, об интересных знакомствах с новыми детишками; объясните, что вы обязательно заберете малыша вечером, когда придете с работы.
- Подробно расскажите о режиме в детском саду, что и в какой последовательности ребенок будет делать; часто и спокойно повторяйте режимные моменты и их выполнение самим малышом дома, тогда ребенка не будет пугать неизвестность, и он будет спокойнее и увереннее в себе.
- Формируйте позитивный настрой; внушайте ребенку, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим.
- Честно рассказывайте о возможных трудностях, и обговорите к кому он может обратиться за помощью, объясните, что в группе много деток и ему возможно придется подождать немного, но ему обязательно помогут.
- Важно научить ребенка общаться со сверстниками ( поделиться игрушкой, поблагодарить) , научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться по имени, просить, а не отнимать игрушку.
Теперь когда вы знаете, что многие негативные проявления в поведении малыша являются нормальным проявлением процесса адаптации, вам нужно понять : очень скоро они начнут уменьшаться, а потом и вовсе исчезнут; полна адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. Планируйте свою жизнь с учетом интересов ребенка и подчеркивайте, что он вам, как и прежде, дорог и любим. Не угрожайте детским садом, как наказанием и в присутствии ребенка избегайте критичных высказываний в адрес детского сада и его сотрудников. В этот трудный период проявляйте больше внимания малышу, спрашивайте о занятиях в садике, с кем и в какие игры он играл, внимательно выслушайте его рассказы, играйте вместе с ребенком дома, и скоро вы будете гордиться тем , что ваш малыш стал гораздо самостоятельнее и приобрел много полезных навыков.
|