Личная страничка педагога
"Шатёр волшебника"
![]() |
![]() |
![]() |
Воспитатель МБДОУ "Детского сада №18 "Солнышко" г.Пскова
Денисова Александра Вячеславовна
«Учатся у тех, кого любят».
(И.Гете)
Эссе “Я - педагог”
«А сейчас смотрите внимательно за руками…»
(Е.П.Габелев)
Опускается занавес, смолкают аплодисменты, я смываю грим, рядом лежит костюм моего персонажа – эта роль уже сыграна, окончен мой рабочий день. «Весь мир – театр, и люди в нем – актеры» (В.Шекспир), мы все где-нибудь да играем – в мелодраме…комедии… драме… а я играю в цирке. Цирк – моя работа, цирк – мой детский сад.
Каждый день здесь начинается новое представление. Неповторимое и запоминающееся. Зал полон. Зрители жаждут новых зрелищ, новых впечатлений и новых эмоций. Они затаили дыхание: сейчас я покажу свой новый номер! Напряжение нарастает. Что это будет? Фокус ли? Или невероятное жонглирование семью тарелками одновременно? Слушатели шепчутся. Никто не знает. Знаю лишь я, я-конферансье. Вчера, сегодня, завтра я показываю новое чудо, неожиданное, немыслимое и до этого небывалое. И в этом заключается моя главная роль.
Удивлять публику каждый раз новыми номерами – нелегкий труд, но одно могу сказать, здесь работают профессионалы своего дела. Они добиваются совершенства в трюках, оттачивают идеальность каждого своего движения и слова, совершенствуют умения в общении с залом, состязаются друг с другом за звание лучшего в своем жанре. Быть воспитателем – ответственное занятие. Современный зритель каждый раз хочет видеть что-то еще, нечто большее, нечто новое и ранее невиданное. Наверное, именно поэтому воспитатель всегда найдет возможность сделать еще лучше, ибо нет предела совершенству.
Детский сад – это арена, это цирк, а мы в нем – клоуны или иллюзионисты. Иногда, укротители диких зверей, гимнасты или акробаты, балансирующие на грани, одно неверное движение и – провал.
Клоун…Он всегда вызывает улыбки. Его так любят дети. Но не все так просто…Порой над грустным клоуном хочется смеяться до слез, а от шуток веселого – плакать. Плохой актер «преподносит истину, хороший учит ее находить», осознавать, чувствовать даже через иллюзию шуток. Но всегда он учит, ненавязчиво, исподволь…учит любить, ценить и верить.
Ни одно его слово не может остаться без душевного отклика. И эту эмоциональную остроту всегда нужно поддерживать, сохранять накал страстей. Детям должно быть завораживающе интересно и безмерно любопытно на всем протяжении циркового представления. Лишь так воспитатель может завладеть всем вниманием наблюдателей, заставить верить их в происходящие чудеса и вывести на арену цирка для исполнения главной роли.
Дети являются здесь не пассивными созерцателями, но инициативными деятелями, участниками шоу, даже актерами. Часто они сами не замечают, как оказываются в центре представления, и их затягивает в происходящее действо. И в этом кроется истинное мастерство педагога. И в этом состоит главное требование федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования - дети не должны замечать того, что их обучают. Всем правит игра.
Детей не стоит принуждать к участию, их необходимо заинтриговать таким образом, чтобы они сами обнаружили страстную заинтересованность в совершающемся. Народный артист РСФСР Юрий Куклачев проводил параллель в воспитании своих подопечных и воспитании детей: «…и те, и другие любят играть, обидчивы, терпеть не могут злых людей…кошку невозможно дрессировать, ее нельзя заставить что-то делать, ее надо любить и использовать отличительные способности… Поэтому я нахожу способности и поощряю их, а дальше все сами делают». Так и с детьми, самое важное наблюдать, подмечать особенности каждого ребенка и использовать их в верном русле. Необходимо определить, что нужно каждому конкретному воспитаннику, создать ситуацию для развития его индивидуальности.. Только когда ребенок чувствует, что занимается любимым делом, раскрывается его «я», и он начинает проявлять заинтересованность, самостоятельность и инициативность.
Подчас выполнить эту задачу бывает нелегко, нелегко определить увлечения и способности всякого ребенка, а порой нелегко организовать ситуации для их развития. Как сложно бывает удивить ребенка обычным предметом, но стоит посмотреть на него со стороны, включить фантазию и обыкновенная лепка превращается в удивительное приключение, где каждый ребенок исследователь, фокусник, чародей. Главное для педагога - заинтересовать и заинтересовать таким образом, чтобы эта заинтересованность переросла во что-то большее - в постоянный познавательный интерес. И это моя работа, а значит…я опять подбираю подходящую маску для исполнения роли, проделываю невероятные и смешные кульбиты, придумываю новые трюки. Цирк – моя работа, цирк – мой детский сад. А я в нем мудрый клоун, опытный дрессировщик, хитроумный волшебник и главный дирижер в одном лице.
Опускается занавес, смолкают аплодисменты, я смываю грим, рядом лежит костюм моего очередного персонажа – эта роль уже сыграна, окончен еще один рабочий день.
![]() |
![]() |
![]() |